Сказка – ложь?

Сказки – ну, кто из нас не любил их в детстве? Да, что там, в детстве, и, оставаясь взрослыми, мы с удовольствием окунаемся в мир сказок, волшебства и магии. Сказочные герои стали нам любимыми и надежными друзьями, надежными советчиками. Правда, некоторые из них с детства были нами нелюбимы за норовистый нрав или нечестивые поступки.

Двойственное отношение, как правило, вызывает постоянный герой русских народных сказок – Баба Яга. Действительно, вспомните все сказки, которые вы читали, и где встречали Бабу Ягу. Согласитесь, она выступает то, как злая старуха, которая норовит обидеть и навредить главному герою. А то, наоборот, и накормит его, и напоит, спать уложит, в баньке попарит, да еще и совет мудрый даст, дорогу укажет. И потом главный герой, руководствуясь именно ее советами, побеждает злые силы.

Так, как, скажите, относится к ней? И, главное, почему этот персонаж такой непостоянный, непредсказуемый, разноплановый? Оказывается, понять нашу родную русскую Бабу Ягу не так уж сложно, если, конечно, знать верования и обряды древних славян. Ведь оттуда родом многие сказочные персонажи. Итак, у славян существовал обряд хоронить умерших в домовинах. То есть, для захоронения находили старый пень в чаще леса. Он обязательно должен был находиться на возвышении. Между его корнями, выступающими из земли, и располагали последнее пристанище умершего предка. А над ним «надстраивали» домик, или домовину. Заметьте, старые корни пня очень напоминают куриную лапку. Не отсюда ли знаменитая избушка на курьих ножках, в которой и живет Баба Яга. Кстати, домовина всегда была расположена входом в лес. Вспомните: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Ведь как раз к избушке Бабы Яги обращается с этими словами герой русских сказок. Так, значит, домовина умершего предка и есть избушка Бабы Яги из сказки.

Так, кто же тогда она? Исследователи утверждают, что Баба Яга по верованиям славян не кто иной, как проводник между миром живых и царством мертвых. Отправляясь на подвиги, главный герой русских народных сказок должен сделать переход из одного мира в другой. Он должен попасть в тридесятое царство, в тридевятое государство. На пути ему и встречается домик Яги, сегодня мы бы назвали его порталом. Порталом между мирами мертвых и живых. А она сама – проводник. Вот почему ее образ такой разный. Когда герой встречается с ней в мире живых, она ласкова и добра, а вот в мире мертвых можно угодить на ее лопату и в печь, стать ее ужином. Кстати, и это неспроста. Ведь, когда добрая Баба Яга угощает нашего героя, она дает ему пищу мертвых, помогая таким образом перейти в их мир. То же самое происходит и тогда, когда она съедает героя. В обоих случаях, он становится сильнее и бесстрашнее, и на время выполнения своей задачи он принадлежит обоим мирам: и миру живых, и миру мертвых.

Так что, зная историю своего народа, его верования, традиции и магические обряды, несложно понять и сказочных героев. А, значит, несложно напитаться через сказки мудростью своих предков, которая станет надежным фундаментом жизни.

Категории дом: 

Добавить комментарий